Брянский городской лицей №1 имени А. С. Пушкина
Химия… между людьми
Юрий Клюев о том, как просто преподнести ученикам сложный предмет
Пожалуй, для 90% школьников химия и физика звучит как приговор. Но даже эти непростые науки можно объяснять доходчиво и интересно, считает директор Брянского городского лицея №1 имени А. С. Пушкина Юрий Клюев.

О современных требованиях к образованию и учителям мы с ним и поговорили.
Звучит |
- Юрий Александрович, расскажите для начала, сколько в лицее учителей?

"Аргументы и факты"
- Всего 94 педагога вместе с воспитателями, которые работают в пансионе. У нас высококлассный коллектив - 11 сотрудников имеют звание «Заслуженный учитель России», почти три четверти - почётные работники общего образования, воспитания и просвещения, многие награждены грамотами Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения, а двое - благодарностью президента.

Юрий Клюев
директор Брянского лицея №1 им. А.С.Пушкина
- А как, помимо благодарностей, власти поддерживают таких специалистов?

"Аргументы и факты"
- 22 учителя из нашего лицея получили гранты президента страны. Большое значение имеет и последнее решение регионального правительства о повышении зарплаты всем категориям педагогических работников, то есть речь не только об учителях, но и о педагогах дополнительного образования, методистах, педагогах-организаторах. К ставке им теперь доплачивают пять тысяч рублей, за полторы ставки - 7,5 тысячи. Ранее мы с вами говорили о том, что в 90-е и нулевые годы произошёл отток учителей из профессии, особенно в сёлах. Полагаю, теперь ситуация изменится, но нужно время. Способствуют этому программы развития образования, по которым сегодня ремонтируют и оснащают школы.

Юрий Клюев
директор Брянского лицея №1 им. А.С.Пушкина
- Помогло это насытить кадровый голод?

"Аргументы и факты"
- Думаю, отчасти. Нужно время. Не везде ещё, конечно, хватает специалистов, и это характерно для всей страны. Особенно в дефиците учителя физики - многие, кто в ней силён, уходят в науку, как правило. Но у нас в лицее, считаю, один из лучших в регионе учитель по этому предмету, хотя и молодой - Яна Николаевна Полесская. Два года назад она прошла отбор и в двадцатке лучших из СНГ попала в Женеву для работы на Большом адронном коллайдере, где им читали лекции нобелевские лауреаты. Конкурс был очень жёстким, по сути, международная олимпиада по физике среди учителей.

Юрий Клюев
директор Брянского лицея №1 им. А.С.Пушкина
- А где у нас готовят будущих учителей?

"Аргументы и факты"
- Главным, естественно, остаётся наш БГУ. Есть ряд педколледжей. У нас в лицее, к примеру, трудится выпускница Санкт-Петербургского педагогического университета имени А. И. Герцена Татьяна Юрьевна Сарамуд, вернувшаяся после обучения из Северной столицы на малую родину преподавать историю. Скоро должна защитить кандидатскую диссертацию.

Юрий Клюев
директор Брянского лицея №1 им. А.С.Пушкина
Сегодня обучение становится метапредметным, на стыке наук. То есть та же химия пронизана уже философскими, общечеловеческими смыслами, что и позволяет ей попасть в самое сердце.
|
- В лицее дети проходят раннюю профилизацию, как удаётся заинтересовать их непростыми дисциплинами?

"Аргументы и факты"
- Любой учитель должен мотивировать детей узнавать предмет. А если у него у самого глаза не горят, то как он зажжёт искру в других?

Как писал Роберт Рождественский, «не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать. Учителем надо будет родиться и только после этого - стать». То есть учитель - это, с одной стороны, призвание, а с другой - серьёзная работа над собой. Педагог сам должен каждый день учиться, делать открытия сначала для себя, а потом для других.

Методика удивления. Так, механизм действия катализатора можно объяснить притчей о 18 лошадях... А в романе «Отверженные» Виктор Гюго, наоборот, в самый драматический момент, когда герой стоит на пути добра и зла, сравнил его душевное смятение с химическим процессом: «Так или иначе, но это последнее злодеяние оказало на него решающее действие: оно внезапно прорезало хаос, царивший в его уме, рассеяло его и, отделив всё неясное и туманное в одну сторону, а свет - в другую, воздействовало на его душу в том состоянии, в каком она тогда была, так же, как некоторые химические реактивы действуют на мутную смесь, осаждая один элемент и очищая другой».

Сегодня обучение становится метапредметным, на стыке наук. То есть та же химия пронизана уже философскими, общечеловеческими смыслами, что и позволяет ей попасть в самое сердце. Один из моих мастер-классов назывался «В поисках парадоксов», где мне довелось выступать дуэтом с абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года -1992» Артуром Викторовичем Зарубой - прекрасным музыкантом, учителем музыки. Он аккомпанировал, а я пел арию князя Игоря из одноимённой оперы Александра Бородина. Это было про то, как в человеке сочетается дар музыканта, химика, медика - вот таким был Бородин.

Юрий Клюев
директор Брянского лицея №1 им. А.С.Пушкина
- Это уже после участия в 2018 году в конкурсе «Учитель года», где вы стали победителем заключительного этапа, попав в пятёрку лучших?

"Аргументы и факты"
- Да, у нас потом был большой тур по стране.

Юрий Клюев
директор Брянского лицея №1 им. А.С.Пушкина
Встреча президента с финалистами конкурса «Учитель года - 2018». Юрий Клюев - победитель заключительного этапа - на фото пятый слева. Абсолютным победителем тогда стал преподаватель обществознания из Грозного Алихан Динаев - второй справа.
Встреча президента с финалистами конкурса «Учитель года - 2018». Юрий Клюев - победитель заключительного этапа - на фото пятый слева. Абсолютным победителем тогда стал преподаватель обществознания из Грозного Алихан Динаев - второй справа.
|
- Расскажите подробнее про само состязание.

"Аргументы и факты"
- На «Учителе года» соревнуются 85 человек - по представителю из каждого субъекта России. Председатель жюри - ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий; среди судей и народный учитель России, директор школы №548 «Царицыно», которую исторически называют царицынским лицеем, Ефим Лазаревич Рачевский; и основатель, а сейчас председатель совета Академической гимназии №56 в Санкт-Петербурге, кавалер ордена Почёта Майя Борисовна Пильдес; и известный своим подходом к инклюзивному обучению в Москве Евгений Александрович Ямбург; и классик нашей педагогики, который со своей концепцией гуманной педагогики в 90-е не сходил с уст студентов, - Шалва Александрович Амонашвили. В этом году ему исполнилось 90 лет. Три года назад на конкурсе он поразил меня своей проницательностью.

Так, одним из заданий было проведение классного часа, на подготовку к которому дали 20 минут. Мне досталась тема «Как должен выглядеть современный учебник». Я разбил ребят на две группы - одна представляла электронный, а вторая бумажный вариант. Но по ходу у меня начались сомнения - уж очень сухо, неярко… И Амонашвили, видимо, считал по глазам моё состояние, а после подошёл со словами: «Ярким ты был вчера на мастер-классе, а сегодня я хотел увидеть детей, а не тебя, и как хорошо, что ты сегодня был в тени». Для человека, который стремится совершенствоваться в профессии, большая честь просто увидеть таких людей, а на конкурсе ещё можно получить от них наставления.

К тому же благодаря конкурсу у меня и после 30 лет появились новые друзья, несмотря на то, что на «Учителе года» мы с ними конкурировали.

Юрий Клюев
директор Брянского лицея №1 им. А.С.Пушкина
- Причём они уже побывали на Брянщине на фестивале «Парад звёзд».

"Аргументы и факты"
- Да, я озвучил идею на приёме у губернатора, и меня тут же поддержали. Два года подряд к нам на три дня приезжали победители, лауреаты, призёры конкурса. А в прошлом году из-за пандемии провели его в онлайн формате и собрали огромную аудиторию - 33 региона. Опыт хороший, но мы решили придерживаться всё же живого общения, и в этот раз из-за ограничений перенесли фестиваль предварительно на весну. А так в ноябре уже обычно к нему готовились.

Юрий Клюев
директор Брянского лицея №1 им. А.С.Пушкина
- Деньги на проведение выделяет регион?

"Аргументы и факты"
- Да, получаем бюджетные ассигнования. За это большое спасибо правительству Брянской области и департаменту образования. Совсем недавно лицей разработал и уже активно реализует программу пединтернатуры - программу для мотивации педагогов, и «Парад звёзд» позволяет им видеть, к чему надо стремиться.

Юрий Клюев
директор Брянского лицея №1 им. А.С.Пушкина