Было болото –
стала дорога
Как строятся брянские магистрали?
Брянская область третий год подряд переживает дорожный бум.
Там, где ещё вчера были лишь направления, теперь вовсю кипят дорожные работы. На лесистых и заболоченных участках рождаются новые дороги, связывающие удалённые населённые пункты Брянщины.
Забыть о ямах
Технику с эмблемой крупнейшей в регионе подрядной организации в сфере дорожного строительства – АО «Брянскавтодор» – можно заметить во всех уголках области. Дорожники работают круглогодично, а зачастую ещё и круглосуточно.
Владимир МИЛЛЕР
– Если в 2015 году в Брянской области построили и отремонтировали 220 км дорог, в 2016-м – 440 км, то в этом году планируется выйти на цифру в 470 км. Из них на конец сентября 375 км – наша заслуга.
В этом году компания с нуля строит шестикилометровую дорогу Урицкий – Козёлкино в Брянском районе. Её протяжённость превышает 6 км, а общая стоимость проекта – 100 млн рублей. В Жуковском районе возводят дорогу Небольсинский – станция Эдазия протяжённостью 2,1 км и стоимостью 30 млн рублей, а также подходы к ремонтируемому мосту. Но самый крупный объект этого года для «Брянскавтодора» – дорога Унеча – Мглин – Бурчак: 13,5 км, 221 млн рублей.
В Брянске 2017 год отмечен ремонтом дорог по улицам Чкалова, Ново-Советской и, конечно, масштабным строительством новой дороги по улице Романа Брянского, призванной разгрузить центр города.
При этом ни на день не останавливается ремонт дорожного полотна. Уже отремонтировано 252 км – выбирались самые изношенные участки, десятилетиями не видевшие ремонта.
Асфальт свой: девять асфальтобетонных заводов по всей области за восемь месяцев выпустили 194 тыс. т смеси, что на 18% превышает уровень прошлого года.
Используют брянские дорожники и такой эффективный метод сохранения асфальтобетонного полотна, как поверхностная обработка. Ею охвачено уже 98 км областных дорог. Сантиметровый защитный слой из вяжущего материала и гранитного щебня позволяет придать дорожному покрытию шероховатость, водонепроницаемость, износостойкость и плотность. Такая обработка позволяет минимум на пятилетку забыть о трещинах, ямах и прочих дорожных дефектах.
Пока поверхностную обработку применяют на дорогах между населёнными пунктами. В городской черте, в том числе в Брянске, сложность заключается в естественном – не более 5% – выбросе щебня, который может забить ливневую канализацию. Но планы внедрить этот метод сохранения дорог в областном центре, хотя бы на тех участках, где ливнёвка не предусмотрена, есть.
– Региональное правительство поставило перед нами задачу наметить улицы, пригодные для поверхностной обработки. Первые результаты горожане увидят уже в следующем году, – обещает Владимир Миллер.
Из регионального бюджета выделят 21 млн рублей на приобретение новой техники для АО «Брянскавтодор». Такое решение приняли депутаты областной Думы. Средства удалось изыскать за счёт дополнительных доходов в бюджет и экономии на обслуживании государственного внутреннего долга Брянской области.
Плюс 11% к зарплате
С января по август компания освоила 1,4 млрд рублей – на 29% больше, чем за то же время годом ранее. Чтобы всё успеть, перераспределяют силы – на разные объекты вне «географической привязки» направляются работники районных дорожных ремонтно-строительных участков. К примеру, дороги Урицкий – Козёлкино и Небольсинский – станция Эдазия строит Брянский ДРСУч, Унеча – Мглин – Бурчак – Почепский и Суражский участки.
Всего в коллективе работают 1120 человек. По словам генерального директора, средняя зарплата достигла 30,8 тысячи рублей. За восемь месяцев она выросла на 4%, а за год –на 11%.
– Растет объем работ – растет и зарплата, – поясняет Владимир Миллер. – В то же время мы используем новые технологии, облегчающие труд дорожника. Энергонасыщенная техника позволяет увеличить производительность труда при том же количестве людей.
К слову, о технике. Она на предприятии постоянно обновляется: только в 2017 году на 45 млн, в прошлом – на 39 млн рублей.
За три месяца автопарк пополнился двумя новенькими экскаваторами, четырьмя погрузчиками и пятью комбинированными дорожными машинами с навесным пескоразбрасывающим оборудованием, которые зимой расчищают и обрабатывают дороги от снега и льда, а летом служат самосвалами для перевозки сыпучих материалов.
Сейчас идут переговоры о покупке дробильной установки, чтобы удешевить ту самую поверхностную обработку: закупать рядовой щебень и получать из него необходимую кубовидную фракцию.
Дорожное тесто
Сегодня дорожные профессии переходят в разряд престижных, подчёркивает Владимир Миллер. Сам он посвятил дорожному строительству всю жизнь. В Почепский ДРСУч пришёл в 1976 году рабочим, а в 2002-м возглавил его, пройдя все ступени карьерной лестницы.
При почётном дорожнике России Миллере Почепский участок стал самым сильным в области. И именно ему летом этого года доверили управление головной компанией, объединяющей 19 районных участков.
Из Почепа Владимир Миллер привёз в Брянск свою «дорожную» философию: «Работу дорожников можно сравнить с работой пекарей. Чтобы испечь хлеб, нужно подготовить качественные ингредиенты в строго выверенных пропорциях, замесить правильное тесто и соблюсти температурный режим при выпечке. Так и у нас». И свой подход к подготовке кадров: «Нужно обязательно сохранять коллективы, сохранять преемственность, несмотря ни на какие трудности».
– Самое большое наше богатство – люди, – убеждён он. – Какой бы новой и современной ни была техника, всё равно на ней работает человек. И от того, как он её эксплуатирует, в конечном счете зависит выполнение поставленных задач.
В последние годы предприятие для себя «открыла» молодёжь, которая, отмечает гендиректор, «впитывает у наставников все тонкости дорожного дела».
– Если в коллективе есть молодёжь, которая хочет и умеет работать, – значит, будущее у такого коллектива есть, – считает Владимир Миллер.
Да, многие приходят в погоне за длинным рублем. Да, кто-то не выдерживает нагрузок и уходит: дорожники работают и студеными зимами, сражаясь со снегом и льдом, и в летний зной, когда температура смеси доходит до 150 градусов. Но минимум один из трёх остаётся – самый «упёртый» и самый целеустремлённый. Достойный «средней» зарплаты, превышающей среднюю по региону.
– И 30, и 40, и 60 тысяч получают, – рассказывает Миллер. – А бывает, и больше. В этом году нам пришлось потрудиться на дороге Унеча – Мглин – Бурчак. Все понимают, что объект нужно сдать к концу года, и, чего греха таить, работаем, что называется, от темна до темна. В итоге в августе зарплата доходила до 70-75 тысяч. Да, тяжело, но такие деньги и в Москве не так-то просто заработать.
Взамен начальник требует «работы с любовью»:
– Не должны мы за страх работать – все мы должны работать за совесть. Только так можно добиться результата. Но тяжёлый труд нужно и оценивать по достоинству. И люди стараются, работают прогрессивными темпами. Каждый в нашем коллективе понимает: от того, что сделано, и зависит его зарплата.
Асфальт в лесу
Объезд строящихся с любовью дорог мы вместе с начальником производственно-технического отдела Евгением ЛАКИЗО начинаем с улицы Романа Брянского в областном центре, где уже началось асфальтирование.
Пока дорожники - на втором этапе работ, осваивая 60 млн рублей. Третий, заключительный, стоимостью 30 млн рублей финиширует к концу года. Четырёхполосная дорога протяжённостью 1,2 км свяжет улицу Авиационную со смоленской трассой и, как рассчитывают власти, сократит число пробок в Советском районе. По обеим сторонам появятся тротуары и зелёная зона.
На дороге Урицкий – Козёлкино работы не останавливаются ни днём, ни ночью: нужно успеть до дождей и снега. Практически на всем протяжении дорога проходит через лес.
– Мы снимаем растительный грунт, возводим земляное полотно, укладываем песчаный подстилающий слой и щебень, после чего начнём асфальтировать, – вслед за гендиректором Евгений Лакизо рассказывает о «качественных ингредиентах в строго выверенных пропорциях».
На участке Унеча – Мглин – Бурчак прежде была убитая грунтовка – новую дорогу по сложному из-за рельефа местности проекту строят на капризном заболоченном участке.
– Тяжело, но интересно, – признаются рабочие.
К огромной куче щебня выстраивается очередь из грузовиков – в режиме нон-стоп экскаватор загружает один за другим, затем те разъезжаются на разные участки дороги.
Неподалёку грейдер дозированно распределяет щебень на подготовленное песчаное основание – следом его утрамбовывает пневмокаток. Мастер тщательно следит за высотой слоя. Чуть дальше немецкий асфальтоукладчик оборудует съезды с дороги.
– По контракту мы должны сдать дорогу к концу года. Но, думаю, такими темпами сдадим уже в ноябре – начале декабря, – уверен Евгений Лакизо.
Владимир Миллер, пожалуй, всё знающий о ремонте и строительстве дорог, ежедневно объезжает объекты, проводит на них совещания с начальниками районных участков. По его словам, губернаторская программа по ремонту дорог в этом году будет выполнена успешно. Тем более что 80% работ уже позади.
Александр БОГОМАЗ, губернатор Брянской области:
– По качеству дорог судят о власти, об отношении к людям. Если сравнивать с прошедшими тремя-четырьмя годами, то объём строительства и ремонта дорог вырос более чем в три раза, хотя бюджет дорожного фонда вырос только на 40%. Это говорит о том, что те средства, которые мы имеем, мы рационально и эффективно вкладываем в наши дороги. Если так мы будем работать и впредь, экономно и эффективно расходуя дорожный фонд, который сегодня составляет 4,4 млрд рублей, то в ближайшие пять лет мы изменим облик и Брянска, и Брянской области.