Гостиничная отрасль и туризм в Брянской области
проблемы и перспективы
А все же, как там не пыли,

Чего уж там ни говори,

А воевать они – умеют

Сергей Белаш
Российский бизнес суров во всех его проявлениях: к такому мнению приходят многие, кто хоть как-то с ним связан. Сфера гостеприимства не является исключением. Это первая мысль, которая родилась у меня в голове. Фактически для проверки этих суждения я решил обратиться к первоисточнику – к владельцу довольно крупного бизнеса из сферы гостеприимства в моем родном регионе – городе Брянске.

Оговорюсь сразу, что проблемы названы от лица владельца сразу нескольких предприятий, поэтому они могут выглядеть слишком общими, однако являются наиболее актуальными.
Никогда не нанимай на работу человека, который меньше тебя понимает в том деле, для которого ты его нанял.
– Малколм Форбс
Первая проблема – кадровая. Причем, эта кадровая проблема имеет немало аспектов.

Во-первых, отсутствуют профессионально подготовленные кадры, причем как управленческие, так и линейный персонал. В Брянске проблема с менеджерами сферы гостеприимства известна давно: несмотря на то что есть подходящие направления подготовки в университетах и средне-специальных учетных заведениях, но уровень знаний и их применимость оставляет желать лучшего. Нанимая выпущенного из ВУЗа специалиста без опыта, бизнесмен рискует не только деньгами, но и собственным именем в городе.

Второй аспект кадровой проблемы – заключается в том, что бизнес в индустрии гостеприимства очень сильно завязан на трудовых ресурсах организации, на людях. Если в бизнесе работает значительное количество персонала, а управленцы – непрофессионалы, эффективное управление штатом становится проблематичным. Особенно если все менеджеры – самоучки, прошедшие большой путь с низов. Собственнику приходится постоянно участвовать в управлении на всех уровнях, что отнимает значительную долю его рабочего времени, ведь его управленческий опыт существенно выше и его применение даёт всегда лучший результат, в том числе финансовый.

Следствием первых двух аспектов также является опасения собственника вводить в бизнес новый управленцев извне, ведь по его мнению, обученные «в бою» люди разбираются в бизнесе лучше, чем любой внешний человек, не знающий «кухни» его бизнеса изнутри.

Последним аспектом этой проблемы становится привлекательность профессии сферы гостеприимства среди молодежи. Молодые люди сейчас очень много внимания уделяют престижности своей профессии. Работа в сфере услуг, является наименее предпочтительной для них. Эту проблему однозначно следует относить к региональным, ввиду социально-экономического развития региона.

Кадровые проблемы, несомненно, являются наиболее существенными, однако, существуют и другие, более масштабные.

Фото: autogear.ru
«Нормальное состояние экономики» существует только в экономических учебниках.
– Джоан Вайолет Робинсон
Вторая проблема имеет наиболее выраженный экономический аспект. Огромные начальные инвестиции, срок окупаемости которых крайне велик, в связи с вынужденным снижением цены на предоставляемые услуги. Под вынужденным снижением цен также кроется 2 аспекта: большое количество мелких конкурентов, перенасыщающих регион услугами низкого качества за меньшие деньги, и низкая покупательная способность населения.

Отдельного внимания заслуживает политика нашего государства и банков в отношении сферы гостеприимства. По словам собственника, программы государственной поддержки такого бизнеса отсутствуют, особенно в регионах. Кроме этого, например, гостиничный бизнес, больше других требует постоянного вливания денег, однако даже кредитование такого бизнеса является нежелательным для банковских структур. Это особенно прискорбно, ведь сфера гостеприимства – та отрасль, в которой нет границ в развитии и расширении в том числе за счёт притока туристов их других регионов, а значит роль капитала существенно возрастает.
Следующая проблема несет исключительный характер. Она является в каком-то роде особенно интересной, потому что она порождена изменениями на геополитической карте в последние годы. Конкретнее – гостиничный и ресторанный бизнес в Брянске сейчас в упадочном состоянии из-за отношений России с Украиной. Брянск находится на трассе федерального значения – Москва – Киев. Развитие торговых отношений и туризма по направлению Россия-Украина – было ключевым двигателем прогресса региона на протяжении многих лет. Это исключительно региональная проблема бизнеса.

Любая теория хороша, когда подкреплена фактами. Поэтому в январе 2020 года, еще до печальных событий с пандемией, я посетил одно из кафе похожего ценового сегмента и постарался подойти к походу максимально осознанно чтобы увидеть те проблемы, о которых говорил владелец. Эксперимент получился очень интересным.

Официанты не отличаются знанием меню или развитыми навыками продаж, администраторы томительно сидят в уголке в ожидании конца смены, причем тогда, когда они реально нужны. Конечно, это, наверное, мелочь при обсуждении региональных проблем отрасли, однако то, что ситуация была идентичной в 4х самых популярных заведениях центра, позволяет нам считать проблему значимой.
Представление об уровне сервиса и цен в отелях города у меня уже было, однако в рамках проверки суждений о конкурентах, было решено посетить недавно открывшийся в нашем городе отель 5*. Ожидания были высоки, и поначалу я даже думал, что это станет частью повествования из разряда «ну вот наконец в нашем городе появился достойный сервис…». Однако увидев на сайте фото номера для новобрачных вернули всё на свои места. Это номер, в котором «прекрасно всё». Площадь в 32 кв.м, ультрасовременные фотообои и прекрасные дизайнерские батареи на фоне стены без окна…
Фото: booking.com
Критерий успеха не в том. насколько важные проблемы вы решаете, а в том. чтобы это не были все те же проблемы, которые вы решали и в прошлом году.
– Джон Фостер Даллес
На мой взгляд, самое время вкратце изложить пути решения проблем, которые мне кажутся наиболее интересными и приемлемыми.

Решение кадровых проблем, на мой взгляд, кроется в отказе от предубеждений и запуске череды экспериментов – приглашении опытных менеджеров на индивидуальных условиях, с предоставлением им картбланша для реорганизации систем управления, отчетности, создания системы обучения персонала. Проще говоря – привлечь мощный управленческий аппарат, создать бизнесу базу из специалистов, которые знают лучшие практики и имеют опыт их внедрения.

Проблемы же экономического и геополитического характера не имеют прозрачного решения, к сожалению. Они скорее становятся условиями существования бизнеса в регионе. Люди не в состоянии платить за свой отдых как раньше, а требования к уровню сервиса всё выше. Сфера гостеприимства без всяких сомнений является наиболее чувствительной к количеству свободного капитала в руках населения. В первую очередь, экономят на походе в ресторан или выезде за город, а не на еде и одежде.

Чтобы выжить сегодня нужно всё время увеличивать качество услуг, уровень сервиса, удивлять Гостей модными новинками и следовать трендам. Говоря словами классика, чтобы сейчас остаться на месте – нужно всё время бежать, остановился – скатился назад.
Евгений Стародубец